Адрес: 231785 Гродненская область, Берестовицкий район, аг. Олекшицы, ул. 40 лет Победы,8 Телефоны: 8(015-11)73-863 email: olekshicy-sad@berestoo.by
РУ БЕ EN

Народная музыка в жизни и воспитании ребёнка

17.06.2024

Народная музыка в жизни и воспитании ребёнка

    Народная музыка и белорусская музыкальная культура, способствует воспитанию личности ребенка, активируя у него память, формируя воображение, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, обогащает его внутренний мир и является лучшим средством общения. Народная музыка выполняет воспитательную роль, прививает ребенку такие понятия, как любовь, благородство, гармония и красота. Мы считаем народную музыку, одним из средств сохранения национальных белорусских традиций и передачи их нашим детям, она учит бережно относиться к культурному наследию.

   Должное внимание народной музыке, как уникальному средству воспитания уделяли видные деятели дошкольной и школьной музыкальной педагогики. Например, Н.Я. Брюсова рекомендовала обращаться к народной песне, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни». Аналогичное мнение мы находим у Б.В. Асафьева, он предлагает для начального обучения народную песню, так как, народная песня, по его мнению, наиболее отвечает задаче музыкального воспитания души ребенка, так как, народные мелодии более доступны, знакомы детям, и потому создают возможность петь совершенно свободно.

   Дошкольный возраст является фактором становления личности, а средства народной музыки являются фактором воспитания души ребенка. По нашему мнению обращение к народной музыке очень эффективно. В ее содержании отражаются традиционные взгляды на мир, извечные истины добра и зла.

   Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы, близкие, родные интонации. В репертуар для музыкальных занятий те из них, в которых простыми выразительными мелодиями переданы конкретные, близкие детям образы, например, белорусские народные песни ласкового, напевного, колыбельного характера – «Калыханка», «Баю-баiнькi, баю», прибаутки, потешки «Ладкi-ладком», «Кую-кую ножку», «Бычок», «Вожык», «Сарока-варона», «Божая кароука», «Iшла каза», «А ты, каток шэры», «Кукарэку, певунок».

    Например, песня-потешка "Лады, лады, ладкі" исполняется под постукивание ладошками ребёнка друг о друга, которые держит взрослый:

Лады, лады, ладкі.

Паедзем да бабкі,

Паедзем да бабкі

Па цёплую шапку,

Па новыя боты

Харошай работы,

Па цёпленькі кажушок,

Па кілбаску у мяшок...

  С белорусскими народными песнями и мелодиями начинаем знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: “Пеўнік”, “Ладкі-ладком”, “Зайка”, “Белабока – сарока” и т.д. Они для детей в возрасте двух-трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость.    

  Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на  использование белорусских народных игр на занятииблагодаря которым  развивается речь дошкольник, происходит его духовное обогащение. Для этого на занятии используем хороводные игры: «Ах ты, коцiнька-каток», «Мышка-мышка, дзе была?», «Iшла каза», для детей постарше «Мы пасадзім грушку”, “Усім, Надзейка, раскажы”, «Мы вясну гукаем», «Лянок».  Фольклорные игры в доступной, игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре.  Ведь именно фольклор и белорусская народная музыка являются совершенным средством в воспитании душевных качеств ребенка, способствует воспитанию таких качеств, как любовь к своей Родине, своему краю, к традициям белорусского народа.

 Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.В работе с детьми средней, старшей групп, мы используем такие фольклорные жанры, как песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.

   Народная музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия. Ребенок, овладевая обычаями своего народа, его языком получает первые представления о культуре. При этом народная музыка и фольклор обогащают музыкальные занятия новым содержанием.

   Организуя музыкальное образование и воспитание душевных качеств детей в нашем саду, мы стараемся использовать основные виды музыкальной деятельности: пение, танец, музыкальная игра. Для достижения цели музыкального воспитания души ребенка начинаем занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Детям очень нравится слушать белорусские народные инструменты в «живом исполнении». Мы стараемся обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента (дудочка, гармоник, цимбалы и др.). При исполнении вокальных произведений уделяем внимание характеру и содержанию песни. Очень эффективно использовать метод сопоставления, когда дети несколько раз слушают живое исполнение, а затем, уже знакомую им музыку в оркестровом звучании. Дети узнают знакомые музыкальные инструменты. Здесь особенно актуальным является использование карточек с музыкальными инструментами. Дети очень легко осваивают музыкальный материал, испытывают радость и удовлетворение, узнавая что-либо новое. При этом всегда следует учитывать возраст детей, подбирать народную музыку, ориентируясь, на то, вызывает ли эта музыка интерес у ребенка и насколько она ему понятна. Например, старшие дошкольники очень любят  белорусские народные песни-игры «Зайграй жа мне, дударочку», «Сядзiць камар на дубочку», они исполняют их с большой выразительностью. Если педагог искренне и доходчиво объясняет музыкальный материал, то дети с удовольствием посещают музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народной музыки. Они любят слушать народные песни, с удовольствием поют их во время игр.

   Следующим направлением воспитания душевных качеств ребенка являются музыкальные танцевальные занятия. По своей яркости образов, выразительности и эмоциональности белорусские народные пляски представляют отличный материал для развития художественного вкуса детей. Они помогают знакомить дошкольников с обычаями своего народа. Очень увлекательны для детского восприятия задорные плясовые и веселые шуточные песни, и танцы: " Бульба""Полька-Янка", "Крыжачок", "Мiкiта", "Юрачка", "Лявонiха". Особенной яркостью и зрелищностью, выделяются хороводы, к примеру: «Мы пасадзiм грушку», «Ох,  i сеяла Ульянiца лянок», «Купалiнка». При этом мы обычно адаптируем танец под своих детей, чтобы он был доступен дошкольникам. Сложность в том, чтобы не исказить характер и народный колорит танца. Задача педагога сохранить эмоциональность восприятия, живой интерес к пляске. Чтобы дети не потеряли интерес, мы, по возможности, стараемся использовать народные костюмы.

  Таким образом, используя белорусскую народную музыку на музыкальном занятии, мы решаем следующие задачи:

  • воспитательные:

-         формирование любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;

-         воспитание уважительного отношения в общении с детьми и взрослыми;

-         понимание роли семьи, своего места в семье, воспитание будущего хозяина.

  • Образовательные:

-знакомство с историей и обычаями своей страны, музыкальным наследием;

-         развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей у детей.

    В своей работе на занятиях мы используем разнообразные методические приемы и разработки. Результатом такого обучения и воспитания будет пробуждение у дошкольника чувства национальной гордости за историческое прошлое и настоящее своей страны, своей Родины - Беларуси.

   Белорусская народная музыка таит в себе большие потенциальные возможности морально-патриотического воспитания дошкольников. Используя народные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме происходит знакомство детей с обычаями и бытом белорусского народа, бережным отношением к природе, с культурным наследием предков.

    Таким образом, использование народной музыки на музыкальных занятиях позволяет открыть мир радостных переживаний для всех детей, ведь каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. Наши дети, да и мы сами, разучились сопереживать, сочувствовать, эта способность почти утеряна в современном обществе. Эмоциональность, которая присуща народной музыке, способствует возрождению этого качества. Средствами музыкального фольклора, мы хотим повернуть детей лицом к народной музыке, сделать ее доступной, начиная с раннего возраста. Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут.